Глеб (heart_beater) wrote,
Глеб
heart_beater

Про Монтессори

Что-то я заинтересовался этим методом. Решил почитать первую книжку в списке, который давали на собрании - "Дети - другие". В бумажном варианте не нашёл, пришлось скачивать электронный. Попутно понял, что пора и мне обзаводиться покетбуком - не очень люблю читать книги с экрана. Прочитал пока что первые 4 главы. В них значимой мне показалась идея о том, что, подобно тому так клетки эмбриона "знают", какой организм из них вырастет, ребёнок тоже "знает", какой он станет личностью. Хотя, разглядеть это ни в том, ни в другом случае невозможно. Поэтому, остаётся только не мешать :)

На самом деле, мне показалось, что мой метод "воспитания", когда я остаюсь наедине с Матвеем, очень похож на метод Монтессори, только без специальных пособий. За последние пару лет я прочитал много книг про детей. Последней была книжка Первушиной. Её я прочитал полностью, но, как обычно, я запоминаю не кокретику, а общие идеи, как бы "настроение" книги. И вот, когда Маша застаёт меня за чтением книги, она всовывает мне ребёнка и говорит: "А теперь пришло время практических занятий" :) Ну и, несмотря на то, что я прочитал много книг, я тут же впадаю в ступор, потому что на самом деле я не понимаю, что мне с ним, собственно, делать :) Пытаюсь вспомнить какие-то упраженения, подходящие к его возрасту. И тут оказывается, что одни актуальные для него упражения следует искать в разделе на несколько месяцев раньше, другие - позже. Но главное - даже не это. Главное - то, что любое упражнение - это некая задумка со стороны взрослых, и предполагается, что ребёнок будет действовать по заданному этим упражнением сценарию. А вот не фига он не действует! Например, говоришь ему: "Принеси мячик!" - он будет радостно тебе улыбаться, но ни за что не сделает то, что его просят. Или даёшь ему какую-нибудь игрушку, а он играет с ней совсем не так, как предполагали её авторы :)

В итоге, получается следующее. Есть комната, в которой много игрушек. И он сам выбирает, в какие играть игрушки и как. Мне остаётся роль наблюдателя, хотя иногда я могу придумать что-то для него интересное, до чего он сам не догадается. Скажем, построить пирамиду из 15 кубиков, а он её радостно сломает, но зато через месяц вдруг сам построит пирамиду чуть поменьше. Ну или выдать стопку из 100 бумажек, которые он разбросает по комнате. И тут я понял, что всё это очень похоже на метод Монтессори. По крайней мере, на то, как я его понимаю в данный момент.

Но пока что у меня есть целый ряд вопросов и сомнений. Может быть, я найду ответы, когда дочитаю книгу до конца.

1. Если давать ребёнку заниматься только тем, что ему интересно, и ни к чему не принуждать, не получится ли так, что он не будет владеть какими-нибудь базовыми навыками, и, в итоге, из-за этого его развитие затормозится? Например, не будет проявлять интереса к тому чтобы учиться читать?

2. Не получится ли, в итоге, человек, который выращен в "тепличных условиях" и не имеет представления о проблемах реального мира? Не будет ли ему, как мне, сложно общаться с "простыми людьми с улицы"? А если жизнь сложится так, что придётся, к примеру, служить в армии, не будет ли это для него катастрофой? Да и вообще, всегда заниматься только тем, что нравится, в жизни редко получается... Как он будет относиться к неприятным и не укладывающимся в рамки его личности обязанностям?

3. Не совсем пока понятно, почему нельзя ругать и хвалить. Ну, ругать - ещё ладно, а вот хвалить? Понятно же, что маленький ребёнок нуждается в какой-то ориентации и системе ценностей, ему сложно сформировать её сразу целиком самому. И, так или иначе, он смотрит на родителей и пытается понять их отношение. Ясно, что не стоит что-то слишком сильно навязывать, но вот вообще всегда быть нейтральным мне кажется очень сложно, если не невозможно. В конце концов, родители - тоже люди со своими эмоциями, а подавлять эмоции - обычно дело не совсем правильное.

Это пока для начала. Я думаю, вопросов появится ещё много...
Subscribe
promo heart_beater march 11, 2013 09:00 37
Buy for 10 tokens
Наверное, мечта любого путешественника - побывать в таком месте, где никто не был до тебя. А потом написать отчёт и рассказать об этом всем. Мечта сейчас уже малоосуществимая: на нашей планете почти не осталось таких мест. Это раньше надо было путешествовать долгие месяцы и рисковать жизнью для…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 51 comments