Глеб (heart_beater) wrote,
Глеб
heart_beater

Reality says more then 1000 pictures

Наверное, этот девиз компании Smyril Line, доставившей нас в Исландию, можно сделать эпиграфом к моему рассказу. Из этой страны просто невозможно не привезти хороших фотографий. Но, вместе с тем, никакие фотографии не могут даже отдалённо передать то, что видишь и чувствуешь, когда реальность, сойдя с картинок, обхватывает тебя со всех сторон. Столь грандиозные объекты нужно видеть самому - только так можно почувствовать силу и величие этого места. Исландия - далеко не курортная страна. Чтобы побывать там, нужно пожертвовать кусочком нашего короткого лета. Нужно пожертвовать комфортом. Нужно расстаться с большим количеством денег. И, несмотря на всё это, число туристов там превышает число местных жителей. Значит, есть что-то такое, ради чего стоит туда ехать. Я не знаю, смогу ли я объяснить, что же это. Но попробую.





Собственно, это ещё не сам отчёт, а только вступление. Здесь я по традиции напишу общие слова, ну а уж потом перейду к более подробной конкретике. Сразу скажу, что если у кого-то возникнут вопросы по подготовке поездки - не стесняйтесь их задавать. Мы потратили на подготовку почти год, и за это время у нас накопилось большое количество материала. Здесь выкладывать какие-то ссылки, наши планы и информацию из путеводителей вряд ли имеет смысл, но по требованию я всё это готов предоставить :)

Нашу поездку можно отнести к категории довольно экстремальных, и я считаю, что она удалась, в основном, благодаря тщательному планированию. К двум основным "факторам риска" - погоде и ценам - у нас добавилось ещё наличие 2-летнего ребёнка. Кроме того, вместо стандартного пути - на самолёте до Рейкьявика - мы избрали путь по морю на пароме, более долгий, но зато позволяющий взять с собой свою машину и гораздо больше вещей. Сразу скажу, что в плане цены эти пути примерно эквивалентны: дороговизна парома компенсируется дороговизной проката машины.

Раз уж заговорили о ценах, то тут остановлюсь на них немного подробнее. Практически во всех странах, где я был до этого, стандартный двухместный номер в гостинице с удобствами в номере стоит примерно 60-70 евро за ночь. В Исландии гостиницы стоят в несколько раз (!) дороже, так что мы даже не рассматривали их. За 60-70 евро в Исландии можно снять только комнату в хостеле (с удобствами в коридоре), либо комнату на ферме или в гостевом доме, опять таки с удобствами в коридоре. И то, придётся поискать. Немного сэкономить нам помогло то, что мы ездили с друзьями, которые хотя и экстремалы, но согласились несколько ночей пожить в коттеджах. Коттеджи хороши тем, что их стоимость делится на всех, и поэтому получается гораздо ниже. Кроме того, в коттедже есть туалет, душ, и кухня. Одну ночь мы спали в палатке. Изначально планировалось три таких ночи, но после первой передумали :) Кемпинги в Исландии дешевле чем в континентальной Европе, но желающих почему-то всё-равно мало - как написано в одном из путеводителей, это удовольствие для мазохистов :) Впрочем, наши друзья ночевали в палатке гораздо больше нас. Правда, двое из них в итоге простудились.

О том, чтобы есть в ресторанах, тоже можно было не думать. Мы закупались в супермаркетах раз в 3-5 дней и готовили еду утром и вечером в кашеварке, а днём у нас был перекус.

Теперь о погоде. Сначала с бытовой точки зрения. Погода в Исландии не так уж плоха. Она оказалась в целом лучше, чем я ожидал. Единственное, было немного холоднее, чем я рассчитывал. Чаще всего температура держалась около +8..+10, но иногда бывало и +6, а в горах на высоте всего 800 метров утром мы обнаружили снег при температуре -1. В Рейкьявике и Акурейри было относительно тепло - там мы раздевались до футболок, было где-то +15. Зато большую часть времени было солнце. Погода в стиле "полная ж." была всего 2 или 3 дня. В эти дни дождь не прекращался ни на минуту, но должен отметить, что его интенсивность всегда была не очень большая, так что вполне можно было выйти из машины, сфотографировать что-то и сесть обратно, не надевая куртку и не успев промокнуть. Очень сильный ветер был пару раз. В такие дни приходилось доворачивать руль у машины на заметный угол, чтобы её не сносило с дороги. В целом погода ни разу не смогла нарушить наших планов, просто кое-где было менее приятно, а где-то мы чуть меньше увидели из-за тумана или низкой облачности. При этом около половины дней было без дождя и ветра. Самая хорошая погода была в Гренландии - весь день светило солнце при полном отсутствии облаков и ветра и температуре +6.

С точки же зрения интересующихся метеорологией, погода в Исландии оказалась не такой уж загадочной и непредсказуемой, как я считал. Пожалуй, она даже более однообразна, чем наша. Исландия находится в месте, где холодный воздух из Гренландии сталкивается с тёплым, нагретым Гольфстримом. Однако фронт, разделяющий эти воздушные массы, как правило, проходит южнее острова. На фронте постоянно, с периодичностью 2-3 дня, образуются гигантские циклоны, так как и источник тепла, и источник холода практически неисчерпаемы, а перепад температур значителен. Поэтому юго-восточный берег острова, с которым постоянно сталкивается поток влажного воздуха, отличается запредельной нормой осадков: в год тут выпадает 2000-3000 мм. Вот и когда мы были там, дождь был всё время. Особый режим увлажнения приводит к тому, что все камни покрыты мхами, и к тому, что тут находится третий по величине в мире ледник (после Антарктиды и Гренландии). Но на севере острова погода гораздо лучше: тут норма осадков даже меньше питерской. Когда надвигается очередной циклон, обычно сначала заволакивает южный горизонт, а на севере остаётся полоса голубого неба. Прояснение же после циклона происходит в обратном порядке: сначала освобождается от облаков небо на севере, а потом уже на юге. Поэтому, если в Питере признаком ухудшения погоды чаще всего служат перистые облака на западе, то в Исландии - на юге.

Но кроме циклонов, накрывающих весь остров, в Исландии есть ещё много факторов погодообразования. Отсутствие циклона не гарантирует отсутствие дождей. Воздух очень влажный, в нём часто формируется низкая облачность, а гористый рельеф часто провоцирует вертикальные движения воздуха, который вынужден подниматься, переваливая через горы. Поэтому в горах часто может идти дождь, особенно на наветренной стороне, даже если глобально погода определяется гребнем антициклона, и над морем облаков нет совсем. Вот пример: слоистая облачность над горой Snæfell. Несмотря на ветер, такие облака всё время стоят на одном месте.



Кроме гор, на погоду влияют ещё и ледники. Как именно, я не успел до конца разобраться, но похоже что над ледником обычно облаков меньше, чем вокруг. Не раз мы видели, что над ледником светит солнце, в то время как вокруг был непроглядный мрак и дождь.

Теперь про Тюха. К счастью, нам достался экземпляр, который очень любит ездить в машине. Пару раз было, что после дня, проведённого в машине, он снова в неё залезал и хотел ехать дальше. Часть времени в пути он спал. Начинает капризничать он только если становится темно, и ему не на что смотреть за окном. Эта проблема решалась тем, что мы ездили только в светлое время. В крайнем случае, можно было включить ему ролик из мультика про Винни-Пуха, который он за время поездки прослушал раз 50. Несколько сложнее обстояли дела на стоянках. Тут его можно было сравнить с ещё одним рюкзаком, который сам разбирается, когда ты его собираешь, да ещё и бегает и издаёт громкие звуки. Конечно, времени на эти сборы уходило много. Но, по опыту предыдущих поездок я знал, что нам нужно 3.5 часа от подъёма до выезда и столько же вечером. Я заложил это время в план, и проблем не было, за исключением того, что я всё время очень уставал от того что постоянно надо было что-то делать. В итоге под конец у меня стало начинаться что-то типа болезни, но тут как раз подошло время обратного парома, на котором я отлежался и пришёл в себя.

И всё же, мы даже не рассматривали вариант оставить его дома, который нам настойчиво предлагали бабушки. Во-первых, это было бы для него ударом - ведь у нас до сих пор совместный сон. Во-вторых, это было бы ударом для бабушек, которые устали бы от него гораздо больше нас. Ну и в третьих (и в главных). Конечно, он ещё не может осознать, куда и зачем его везут. Но всё же, я думаю, что разнообразные впечатления - это как раз то, что подталкивает развитие ребёнка. Каждый день у нас были какие-то новые детские площадки с новыми детьми и игрушками. Новые кровати, на которые можно залезать. Новые дома, которые можно исследовать. Ручейки, в которые можно побросать камушки. И вообще, пусть лучше он видит Большой Мир, горы и море, чем телевизор.

Про дороги и вождение в Исландии. Скажем так: после России можно ехать куда угодно, кроме Африки и Азии :) Да, дороги в центральной части страны непросты. Но по сравнению с российскими дорогами и водителями все эти гребёнки и броды - полная ерунда :) За время поездки у нас случилось только два мелких происшествия с машиной. После 100 км трясучки отошла клемма от аккумулятора, в результате чего на следующее утро машина не завелась. Но у меня уже один раз такое было, поэтому я быстро понял, в чём дело.



И второе - в итоге бесконечного запихивания большого количества вещей в машину просто сломалась одна из петель двери багажника. К счастью, это произошло в предпоследний день, а то было бы неудобно. Боялись, как мы будем открывать багажник на таможне. Пришлось дверь поддерживать, чтоб не отвалилась :)

Ну а дальше я, в основном, буду рассказывать о том, что мы видели. Иногда впору было ставить вопрос, на какой мы планете...

Tags: Исландия
Subscribe
promo heart_beater march 11, 2013 09:00 37
Buy for 10 tokens
Наверное, мечта любого путешественника - побывать в таком месте, где никто не был до тебя. А потом написать отчёт и рассказать об этом всем. Мечта сейчас уже малоосуществимая: на нашей планете почти не осталось таких мест. Это раньше надо было путешествовать долгие месяцы и рисковать жизнью для…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 36 comments