Четыре дня первобытного рая

Вниз по течению, вниз по течению, вниз по течению
Бежит вода, шлифуя спины камней.
Пойду и я, покуда делать нечего мне.
(из песни группы "Секрет")

Честно говоря, я думал, что для меня пора походов уже прошла. Обычно впервые садятся в байдарку во в 2 раза меньшем возрасте, чем мне сейчас. Но захотелось испытать себя в "первобытных" условиях: без машины и гостиницы. Не слишком ли я привык к этим благам цивилизации и не слишком ли завишу от них?

В обмен на трудности мне предлагалось увидеть девственно чистый мир, почти такой, каким он был до прихода в него такой неприятности как человек. Для этого не нужно было и ехать слишком далеко. Всего 6 часов пути. Где-то на стыке Ленинградской, Вологодской и Новгородской областей течёт речка Лидь. Как ни странно, речка эта впадает вовсе не в Ладогу, а принадлежит бассейну реки Волги. Впрочем, взгляда на физическую карту вполне достаточно для того чтобы понять, почему так. Протекает эта речка по таким местам, что за несколько дней успеваешь забыть, что бывают дома и машины. За день можно встретить пару рыбаков, и больше почти никаких свидетельств того что планета эта населена :) И невольно преставляется, что было бы, будь это поближе к городу... Заборы с колючей проволокой подходили бы вплотную к воде, великолепные песчаные пляжи загажены бутылками, банками и окурками, везде бы стояли палатки и гремела из машин музыка...
Всего 6 часов пути от Питера, и все эти уродливые проявления человеческой натуры изчезают, и остаётся только природа во всей своей первозданной красоте.

Перед тем как я пошёл в этот поход, jaspe показала мне описание своего байдарочного похода, после которого она зареклась плавать на байдарке вообще :) Ещё пугало то, что большинство машиных друзей - ужасные экстремалы (вспоминался прошлогодний "Бегущий город", после которого я вообще не мог ходить, а девчонки пробежали и заняли одно из первых мест). Представлялась перевёрнутая на страшных порогах байдарка, плавающие рядом в ледяной воде вещи, тучи комаров и прочие ужасы. В общем, на то, чтобы ещё и получить удовольствие я особо не рассчитывал :)

В итоге же получилось так, что самый неприятный момент этого похода случился ещё до него. Нужно было собрать вещи из четырёх домов и встретиться с кучей народу (потому что у нас было не всё), ещё кучу всего купить. В итоге сборы у нас заканчивались часам к двум ночи, и так несколько вечеров подряд. Попутно начались всякие неожиданности с машиным здоровьем, и поход вообще в любой момент мог отмениться. Хотя, интуиция мне подсказывала, что он не отменится. Но день до похода получился очень нервным.

И вот мы уже сидим с кучей вещей в поезде Петербург-Архангельск. Для меня железная дорога всегда представляет отдельный интерес. В такой глуши я ожидал увидеть одноколейку с тепловозами. Но не тут-то было. Вплоть до станции Заборье, на которой мы сошли, тянется двухколейка, причём движение на этом участке поражает своей интенсивностью. Грузовые поезда идут каждые 5-7 минут в обе стороны. Что и неудивительно, ведь дорога эта соединяет районы, где сосредоточены основные ресурсы (нефть, лес) с потребителями на западе. Вот и везут всё это нескончаемым потоком.

Железнодорожный мост через речку Лидь находится совсем рядом от станции. Даже когда мы остановились на первой стоянке в 7 км от Заборья по прямой, шум грузовых поездов, проходящих по этому мосту, был всё ещё отчётливо слышен.

Прямо под мостом мы остановились и начали собирать байдарки. Пока мы это делали, к нам подошли местные жители и стали советовать, как нам обходить всевозможные препятствия на речке. При этом показалось, что речка очень сложная :)

Тренировочная сборка байдарки на Лемболовском озере продолжалась у нас три часа, поэтому я решил пронумеровать все детали :) Это очень помогло: во второй раз байдарку я собрал один и очень быстро. Маша в это время упаковывала вещи в гермы. Наконец, мы всё погрузили, уселись сами и поплыли. Первой неожиданностью было то, что на этой речке вблизи Заборья очень много камней. Это сильно отличалось от гребли по спокойной глади Лемболовского озера. Меня посадили капитаном, хотя в этом поначалу я вообще ничего не смыслил. Я понимал из общих соображений, как повернуть лодку, но вот куда её поворачивать?! Маша командовала "Греби правым!!! Ой!!! Нет!!! Левым!!!" Поначалу я вообще не мог понять, как определить, где под водой находятся камни. Потом до меня, наконец, дошла физическая суть происходящего. Что некоторые волны создаются тем, что вода обтекает камни, а некоторые - это просто интерференция :) И что одни вполне можно отличить от других. Но в первый день перекат представлялся мне просто чередой волн, разглядеть в которых камни не представлялось возможным :)

Часа через три пути решили уже устраиваться на ночлег. Для этого выбрали полянку (скорее всего, бывшее поле).

В первый день пути ещё попадались деревеньки и кое-какие следы цивилизации. На первой стоянке поле пересекала дорога, по которой на следующее утро к нам приехали две машины с рыбаками :)

После захода солнца на поле стал опускаться туман.

На правах рекламы. Оказалось, что "Москитол" очень неплохо помогает от комаров. Но в палатке в первую ночь было не очень уютно. Сначала было очень холодно. Ночь была холодной, да ещё мы и остановились в поле. Потом, когда поднялось солнце, стало, наоборот, очень жарко. А я давно уже не спал в палатках, и забыл, что вход можно открыть, оставив сетку от комаров. Но за счёт того что времени на сон в первую ночь выделено было довольно много, кое-как выспаться всё же удалось.

Я рассчитывал, что во второй день похода, 13-го, дождя не будет. Но конвекция почему-то стремительно развивалась (непонятно с чего бы). Возможно, природа решила проиллюстрировать то, что я недавно писал. И довольно быстро стало понятно, что гроза всё же будет. Хотя солнце ещё пыталось светить, нас быстро окружали стремительно растущие кучевые облака:

Несмотря ни на что, решили всё же плыть. В течение часа дождь то начинал моросить, то переставал. Но становилось всё темнее, и гром гремел со всех сторон. Для поднятия настроения я декларировал стишок "Два чудака в таком тазу пустились по морю в грозу. Когда б прочней был старый таз, длиннее был бы наш рассказ" :) Развязка наступила тогда, когда мы повернули в ручей (потом, когда на следующей стоянке я включил GPS, оказалось, что это была речка Белая), для того чтобы подняться по нему пару километров до разрушенной старой мельницы. Грести против течения и так тяжело, а тут ещё поднялся сильный встречный ветер, и рванул такой ливень с градом, что было мало что видно в нескольких метрах. Какие уж тут пороги и перекаты! К счастью, на этом ручье их не было. Попадались только брёвна и поваленные деревья, но это уже потом. Дождь продолжался не больше 10 минут, потом небо расчистилось, и последующие 2 дня погода была замечательной.

Вместо старой мельницы мы увидели водопад. Ещё одной особенностью байдарочного похода явилось то, что все ценные вещи на время плавания приходилось убирать в герметичные мешки. В том числе фотоаппарат и GPS. Поэтому я не смог сделать многих красивых фотографий во время движения, и GPSом было не измерить скорость, что было бы интересно. Теперь вся надежда на juliaindians и walamo, но они такие профессионалы, что признают только плёночные фотоаппараты, а значит, цифровых фоток не будет :(

На этом первая часть рассказа заканчивается. Сделаем рекламную паузу. Окончание следует :)
Tags: Ближние поездки
promo heart_beater april 19, 2021 19:40 50
Этот пост написан, в основном, для тех, кто зашёл в этот журнал впервые. Остальные, наверное, почти всё, что тут написано, и так знают. Я буду отсылать к этому посту в ответ на комментарии типа "Крутой журнал! Давай дружить!" Как относиться к таким комментариям, я долго не понимал. С одной…