Глеб (heart_beater) wrote,
Глеб
heart_beater

Categories:

Норвегия. Отчёт о поездке. День 2. Iisalmi - Piippola - Oulu - Kemi - Rovaniemi

День 1. Керро - Светогорск - Puumala - Kuopio - Iisalmi


Спалось в палатке с непривычки что-то плохо. Поэтому встал раньше намеченных 10 часов, принял душ. Позавтракали, ещё немного пофотографировали фигурки, и поехали дальше. Погода начала понемногу портиться. Рано утром ещё было солнце, но потом с юга потянули перистые облака, и солнце выглядело как тусклое пятно (верный признак надвигающегося фронта, а следовательно - дождя). В Питере в это воскресенье дождь был вообще целый день, ну а до нас циклон пока ещё не дошёл. Интересно, что днём мы двигались быстрее, чем двигался циклон, и хорошую погоду догоняли. Но у циклона было преимущество: ему не надо было останавливаться на ночлег :)

Так что мы ехали по 88 дороге, в покинутом нами кемпинге уже начинал накрапывать дождь, а впереди перед нами было голубое небо с кучевыми облаками. В этот день от дождя уехать удалось.

Первую остановку сделали в городке Piippola. Остановились чтобы заправиться, но наше внимание привлекла и церковь, расположенная слева от дороги.





Заправка находилась от дороги справа, а церковь - слева, и для того чтобы пройти к церкви, нам нужно было пройти через пешеходный туннель под дорогой. В туннеле оказалось вот такое забавное граффити:



Около церкви - небольшое кладбище. Внутрь церкви попасть не удалось, так как было закрыто.



А рядом с заправкой мы обнаружили вот такие забавные мельницы.



Едем дальше. В какой-то момент дорога справа и слева сильно расширилась. Но сплошная линия запрещала выезжать на прилегающие справа две или три полосы. После нескольких километров такой прямой и широкой дороги она снова приняла обычный вид. Что это было? Не иначе как взлётная полоса для самолётов. Наверное, её используют в качестве запасного аэродрома. Потом на севере Финляндии мы ещё раз видили такое. Едем по 4 дороге, которая незадолго до Оулу превращается в автомагистраль. Мы решили заехать в этот город, расположенный на берегу Ботнического залива на 65 параллели. alex_zakharov там целый месяц учился, а jaspe ездила на экскурсию из другого конца Финляндии, так что, наверное, в нём есть что посмотреть.

И действительно, городок оказался очень милым. Правда, Ботнического залива из центра города почти не видно. Вода есть, но вид на большое водное пространство закрыт островами.
Томтом нас довёл до парковки в центре города, недалеко от набережной. Поскольку было воскресенье, то насчёт платности парковки можно было не заморачиваться. Но наша оказалась ещё и бесплатной. Пошли гулять мимо рынка, потом перешли через мостик и увидели вот такой странный памятник:



И снова ретро-машины:





Велосипеды в огромном количестве. Интересно, зимой они так же активно на них ездят, на 65-й-то параллели? Когда почти всё время темно и, наверное, холодно и скользко?



В Оулу оказалось на удивление много красивых зданий. Возможно, от того что здесь уже недалеко Швеция.









Местный собор. Снаружи - простенький.



Но внутри - красиво.



И кораблик висит.



И витражи.



Снова выезжаем на магистраль E8/E75. На выезде из Оулу стоят люди и держат большой плакат "ROVANIEMI". Стопщики!
Отъехали от города буквально километров 15-20, и увидели такое милое место для отдыха, что нам захотелось остановиться на перекус именно здесь.



Нам хотелось увидеть Ботнический залив, но магистраль, его огибающая, никак не подходила близко к воде, так что море даже нигде не просвечивало. Но вот в одном месте между посёлками Olhava и Kulvaniemi в просвете между соснами показалось море! Как обычно, было трудно быстро сориентироваться, как свернуть налево к ресторанчику, стоящему на берегу. Мы проехали чуть-чуть вперёд и заехали на ответвление направо, чтобы где-то на нём развернуться, но неожиданно оно оказалось нужной дорогой: после перекрёстка дорожка прошла по туннелю под магистралью и вывела прямо к парковке у ресторана. Берег, который мы там увидели, был очень похож на наше побережье Финского залива:



И даже "форты" есть:



Только у нас нет таких скал:



"Типи"



Это Финляндия, поэтому тут на пляже есть раздевалки с туалетами. Правда, туалет был не очень чистый (по сравнению с другими финскими :))



Солнце светит как тусклое пятно - признак надвигающегося ненастья. Далеко на западе, над заливом, можно разглядеть голубое небо с кучевыми облаками. Хотя в такой ситуации погода обычно очень комфортная: тепло и практически безветренно.



Ветряки на горизонте. Рядом с рестораном построена смотровая башенка. В ней есть подзорная труба, которой можно пользоваться совершенно бесплатно. И на стенах висят листочки, в которых говорится, что башня эта была построена на месте какой-то старой башни совсем недавно, несколько лет назад. Есть там информация и про ветряки. Оказывается, "размах крыльев" у них достигает несколько десятков местов, а мощность - 500 кВт. Недавно где-то (но я понял, что не здесь) был построен 2 мВт-й ветряк! Просто поразительно, как они выдают такую гигантскую мощность. Впрочем, сильные ветра в этом районе должны дуть часто.



Посадили Машу за руль, едем дальше. В Ботнический залив в этих местах впадает много красивых полноводных речек, текущих откуда-то с севера. Доехали до города Кеми и повернули на север по дороге E75/4 вдоль одной из таких речек - Кемийоки. Во время нашей зимней поездки к полярному кругу на той же широте, что мы находились сейчас, местность была совсем пустынной. Может быть, такое впечатление складывалось из-за того что это была зима и ночь, но, по-моему, последние 200 км от Kajaani до Kuusamo - это просто дорога через лес без единого населённого пункта. Теперь мы пересекали полярный круг западнее километров на 200, и тут цивилизация чувствовалась намного сильнее. Скажу больше - вообще никакого ощущения того что мы приближаемся к полярному кругу не возникало. Всё так же попадались посёлки, природа была похожа на Карельский перешеек, в полях были заготовлены стога сена. Это была совсем не глушь. Да и погода была по-прежнему тёплой и безветренной. Вот типичный пейзаж для тех мест:



Временами речка, вдоль которой мы ехали, становилась довольно широкой.



В одном месте нам встретился ремонт дороги. Финны всегда ремонтируют дорогу без закрытия движения. Если ремонтируется сразу большой участок, и работы большие (например, из обычной дороги делается автомагистраль) то движение направляется по соседней объездной (обычно она просто идёт параллельно первой дороге). В случае более мелкого ремонта закрывается только одна полоса, а по второй устраивается реверсивное движение. Мне очень понравился вот такой переносной светофор. Работает, похоже, автоматически, с помощью камеры отслеживает, есть ли перед ним машины. Если есть, то всех пропускает, встречные в это время ждут. Потом включает зелёный для встречных. Причём некоторое время красный горит в обе стороны, для того чтобы машины успели завершить проезд аварийного участка.



Маша мужественно проехала через центр города Рованиеми. Кемпинг Napapiirin saarituvat, в котором мы собирались ночевать, расположен в некольких километрах за Рованиеми по 81 дороге. Дом Санта-Клаусса - тоже за Рованиеми, но по 4 дороге. Решили сначала устроиться в кемпинг, а потом ехать смотреть на полярный круг, благо время было ещё не позднее. К тому же, я ожидал ухудшения погоды, и лучше было подольше погулять вечером, чем мокнуть под дождём на следующий день утром. По случаю предстоящего дождя решили взять домик, который обошёлся нам в 36.5 евро. Домик был 4х-местным, но других, видимо, не было.



Рядом с кемпингом находился небольшой участок с заготовленными стогами сена, которые мне никак не удавалось сфотографировать по дороге. Таких стогов я больше нигде не видел.



К самому домику нужно подъезжать под знак "движение запрещено". Однако, я вспомнил, что этот знак не запрещает проезд к месту своего проживания. А у нас это как раз и было место проживания, хотя и на одну только ночь.

Кемпинг располагался в симпатичном месте на берегу широкой реки, на противоположном высоком берегу которой были видны горнолыжные трассы, летом, конечно, закрытые. А мы поехали к Санта-Клаусу.

Дети всегда хотели знать откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождестава к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располанается его склад подарков. Но в 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. (по материалам сайта http://santa.stsland.ru/)

Видимо, город Рованиеми оказался удобным местом для поселения Санта-Клауса. Он расположен близко от полярного круга, а совсем рядом с тем местом где полярный круг пересекает 4 дорогу находится аэропорт. И предприимчивые финны превратили эти факты в хороший способ зарабатывания денег.

Мне-то, в общем, Санта-Клаус был по барабану, я стремился на полярный круг, который мы искали во время зимней поездки, но на тех дорогах, по которым мы ездили, он не был отмечен. Было непонятно, куда же нам надо: в Санта-парк или в Santa Claus Village. Мы ехали по нестандартной дороге, и первым нам попался указатель на Санта-парк. Съездили туда, оказалось что это не то. Наконец, выехали на 4 дорогу, и поняли что проехать полярный круг невозможно: огромная арка возвышается над дорогой. Я быстро узнал знакомое по многим фотографиям заведение :)

Конечно, в 11 часов вечера всё было уже закрыто, но в этом был и особый кайф: мы гуляли по Санта-Клаусовской деревне одни! Представляю, сколько здесь народу и какие тут очереди под Новый год, когда все стремятся воспользоваться главным почтовым отделением Санта-Клаусса! Целая индустрия, много магазинчиков, и в каждом сувениры, открытки, подарки, и всё такое красное! :) Я боялся, что там, где нарисован полярный круг, будет закрыто. Но нет!



Интересно, что координаты, написанные на полярном круге, были не те, которые я считал таковыми раньше. Зимой по GPS мы искали 66.33'38", а тут было 66.32'35", то есть на целых 2 километра южнее. И, видимо, та просека в лесу, по которой можно было кататься на снегоходах, как раз и была полярным кругом! Возможно, разночтения возникли из-за разных определений понятия полярный круг. Я всегда считал, что широта полярного круга равна углу между осью вращения Земли и плоскостью земной орбиты (эклиптикой). Здесь же, на полярном круге, я встретил несколько другое определение:

Полярный круг - это линия, севернее которой солнце не заходит по крайней мере один день в году.

Второе определение, бесспорно, более понятно неспециалисту в астрономии, но, если хорошо подумать, первому определению оно не эквивалентно. К тому же, факт захода солнца можно считать по-разному: по верхнему краю, нижнему, с учётом или без учёта атмосферной рефракции... Но как бы то ни было, полярный круг в эту поездку мы точно пересекли :)



Вот эта белая черта между двумя домиками...



Первая попытка сфотографироваться с Дедом Морозом: установили фотоаппарат на штатив, таймер начал отсчитывать время, но перегородка помешала мне спрятаться как следует :)



Вторая, более удачная попытка:



Под конец мы залезли на смотровую вышку, откуда открывался вид на всю деревню:



Да, наверное, этот пост в моём ЖЖ оказался рекордно длинным. Но я решил рассказывать по дням, и что поделаешь, если в один день поездки помещается так много впечатлений!
Позади 2 дня, впереди ещё 13.

День 3. Rovaniemi - Sodankyla - Ivalo - Inary - Karigasniemi
Tags: Норвегия, Полярный круг, Финляндия
Subscribe

Posts from This Journal “Полярный круг” Tag

promo heart_beater april 19, 2021 19:40 50
Buy for 100 tokens
Этот пост написан, в основном, для тех, кто зашёл в этот журнал впервые. Остальные, наверное, почти всё, что тут написано, и так знают. Я буду отсылать к этому посту в ответ на комментарии типа "Крутой журнал! Давай дружить!" Как относиться к таким комментариям, я долго не понимал. С одной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments