Глеб (heart_beater) wrote,
Глеб
heart_beater

2 мая. Паром "Принцесса Анастасия". Виды Петербурга с Финского залива.

Петербург - город на берегу моря. Это факт. Это очень чувствуется по погоде, но многие его жители этого просто не замечают. Говорят, что Питер стоит "спиной к морю". До недавних пор немногие петербуржцы видели, как выглядит наш город со стороны Финского залива. В основном, видят это гости нашего города, когда приплывают на паромах. Можно ещё прокатиться на "Метеоре" в Петергоф, но он проходит довольно далеко от мест, которые я хочу показать.

Итак, вы турист и купили круиз с заходом в Петербург. Что вы увидите первым? Какое первое впечатление сложится у вас о городе?



А заодно я хочу рассказать о своих впечатлениях о пароме.



2. Паромы "Мария" и "Анастасия" отправляются со старого морского вокзала, хотя в Питере уже построен новый. Вокзал этот совершенно не рассчитан на 3000 пассажиров парома. Зона перед паспортным контролем просто физически не вмещает всех желающих. Поэтому уже за три часа до отправления всё пространство заполняется толпой людей, и даже трудно сразу понять, где конец очереди. Никаких ленточек, разделяющих потоки и направляющих людей, не было. Мы особенно хорошо это прочувствовали, поскольку у нас был маленький ребёнок, а также моя мама, которой 75 лет. Условий для этих категорий граждан не было никаких. К счастью, маму удалось посадить на какую-то скамеечку. И вот такое безобразие продолжалось часа полтора. Когда уже почти подошла наша очередь, пассажиров с детьми вдруг стали пропускать без очереди. Остальные, кто стоял, были недовольны. Хотя, по-хорошему, это надо было сделать сразу. Но в такой толпе это было крайне трудно.



Справедливости ради, нужно отметить, что дело было в майские праздники. В обычные дни там, наверное, гораздо свободнее. Но всё равно, вместимость морского вокзала и пропускная способность паспортного контроля не соответствуют вместимости парома при полной загрузке.

3. Наконец-то паспортный контроль позади. Мы снова вышли на улицу. На паром нужно было подниматься по допотопной лестнице. В других морвокзалах сделана специальная галерея, поднимающаяся сразу на нужный уровень. Мне-то нетрудно подняться по лестнице, но у нас был тяжёлый (килограмм 25) чемодан и ребёнок с коляской. Ко всему же, на лестнице образовалась очередь. Её причину мы поняли только после того как зашли внутрь.



Началась эта поездка со слухов о том, что на пароме драконовские порядки: не разрешают проносить на борт еду и пользоваться в номерах электроприборами. При этом цены в ресторанах вполне себе кусающиеся. Мы за свою жизнь уже много раз плавали на паромах и привыкли питаться самостоятельно. Может, кто-то этого не поймёт, но нам не жалко денег за само путешествие, а вот платить 100-200 рублей за стакан чая как-то обидно. Обычно вопрос решался с помощью чайника и кашеварки. И как-то ни один паром ещё не сгорел из-за нас. Но, начитавшись отзывов, мы решили кашеварку даже не пытаться брать, а взять маленький чайник и самый минимум продуктов.

И действительно, оказалось, что внутри все вещи прогоняют через досмотр, как в аэропорту перед вылетом. Нас вежливо попросили вынуть наш чайник и сдать его на хранение до конца поездки. До такого ещё не додумались ни на одном пароме! Конечно, в кафе на 6-й палубе можно было бесплатно набрать кипяток, но всё равно это как-то неудобно. Мы твёрдо уверены, что дело ни в какой не в безопасности, а в простой жадности хозяев парома. Им хочется, чтобы люди больше питались в их кафе. Формально даже продукты проносить в каюты запрещено, но, к счастью, хотя бы их на входе не отбирают. Причём, у тех, кто едет с машиной, ничего не досматривают и не отбирают. Видимо, потому что физически негде :)

4. Ну а сам паром конструктивно мало чем отличается от паромов Silja Line, Viking Line, и других подобных. Он далеко не новый, ему уже около 30 лет. Построен в Финляндии, какое-то время принадлежал Silja Line, потом перебазировался в Англию, где служил 17 лет. И 3 года назад был переведён на линию Петербург-Хельсинки-Стокгольм-Таллин. И всё же, несмотря на недостатки, я очень рад, что из Петербурга наконец-то можно куда-то уплыть на пароме. Ведь несправедливо, что в другие города Балтики ходят десятки паромов, а огромный Питер до недавнего времени в этом не участвовал. Как будто он вовсе не порт на море... С открытием паромной линии мы ещё чуть-чуть приблизились к Европе, как того хотел основатель нашего города.



Ну а теперь - самое интересное, ради чего я и купил эти билеты. Нет, я хотел посмотреть не Хельсинки, не Стокгольм, и даже не Таллин. Я хотел посмотреть на Питер с воды. Конечно, однажды я это уже видел, когда в 2004 году был в командировке на грузовом пароме "Транслюбека". И ещё была серия постов Перископа. Там, кстати, можно посмотреть и карту. Но в этот раз мне повезло больше, потому что мой паром отплывал в 7 вечера в мае в прекрасную солнечную погоду. При таком свете видно гораздо больше, чем в тёмное время суток.

5. Вот Большой проспект Васильевского острова. Был на нём тысячу раз, но с такого ракурса видел впервые.



6. Парковка перед портом и дома Наличной улицы.



7. С другой стороны - жёсткий индастриал: ТЭЦ-7 и завод "Севкабель".



8. Тем временем, начали отплывать. Небольшой буксирчик помогал парому развернуться на ограниченном пространстве. Напомню, что Финский залив настолько мелкий, что плавать по нему большим судам нельзя. Для того чтобы им попасть в Неву, был прорыт специальный Морской канал. Вот по нему-то мы и поплывём, но вначале пересечём русло Большой Невы.



9. А Матвей в это время занят своим делом.



10. На причале остаются машины, погрузившие свои контейнеры на паром. Наверное, это им экономит какое-то время: не надо стоять в очередях на границе.



11. Морской вокзал постепенно уменьшается. Со стороны залива почему-то нет никакой надписи. Непонятно, из какого города отплываем :)



12. Пересекаем Неву. Краны Балтийского завода.



13. Трубы ТЭЦ хорошо видны с любого места на Ваське. В дальнейшем они будут служить ориентиром: по ним можно видеть, откуда плывём.



14. Ещё взгляд на правый берег Невы.



15. И на левый берег. Здесь - "Адмиралтейские верфи", а за ними - жилые дома.



16. А мы направляемся вон туда - в Морской канал. Он отделяет Гутуевский остров от Канонерского. На Канонерский остров ведёт подводный туннель. Это очень колоритное место, про него у Перископа тоже много постов. Ну а мы посмотрим на Канонерку с высоты 10-й палубы парома.



17. А теперь начинается порт. Он производит сильное впечатление. И двоякое. С одной стороны, завораживает количество и размеры техники, индустриальных объектов и гигантская территория порта. С другой, мне кажется, что почти в центре 5-миллионного мегаполиса ему совсем не место. Его бы вынести куда-нибудь за город, а тут устроить парк, набережные, жилые дома с видом на море... Но увы, теперь это вряд ли экономически целесообразно. Надо было думать, когда строили.



18.


19. Но больше всего впечатлило вот это. Видели ли вы когда-нибудь сразу столько ржавого железа? То ли мы его экспортируем, то ли, наоборот, утилизируем чужие отходы... А теперь ещё раз вспомним о том, что это - первое впечатление от нашего города для многих туристов.



На видео экскаваторы разгребают эту гору и загружают в грузовик. Поэтому похоже что этот металлолом к нам завезли...



20. За этой ужасающей грудой находится грузовая железнодорожная станция "Новый порт". А за ней - ещё одна свалка железа, не меньшего размера.



21. Глянем назад. Слева началась Канонерка, справа - Гутуевский остров, три трубы ТЭЦ показывают начало нашего маршрута. А Питерская телебашня, как заметил periskop находится точно в створе канала и служит маяком. Где-то в этом месте канал должна пересекать трасса будущего ЗСД. Пока, как мы видим, нет никаких намёков на стройку.



22. Канонерский остров в этом месте кажется довольно милым. Вот только вид из окон - на любителя :)



23. Со следующей точки можно увидеть часть канала, проходящую между двумя островами, целиком. Вернее сказать, когда-то это должен был быть один остров, который канал разделил на две части. На Канонерке в этой части стоит несколько многоэтажек. Между прочим, с видом на Залив.



24. А юго-западная оконечность Канонерского острова ничем не застроена. На дальнем плане уже открылся Васильевский остров, а за ним - Лахта.



25. По-моему, снова нерациональное использование земли, которая в таком месте должна стоить огромных денег.



26. Впрочем, такой пейзаж, на мой взгляд, всё же лучше, чем с противоположной стороны. Там начался очередной индастриал - контейнерный терминал.



27. Сотни и тысячи контейнеров. Интересно, что в них?



28. А вот справа и Угольная Гавань. Именно из неё я плавал на Транслюбеке в 2004-м.



29. Но и это ещё не всё. В самой дальней точке порта, как можно дальше от города, разместилось, по всей видимости, нефтехранилище.



30. Вот закончился последний мыс. Табличка совершенно правильно гласит "Ленинград". Потому что, я уверен, с тех времён тут мало что изменилось.



31. Острова кончаются, и теперь морканал лишь иногда по бокам обрамляют полоски земли, кое-где уже успевшие зарасти деревьями. Можно предположить, что эта земля была вынута со дна канала во время его прокладки. А мы теперь можем видеть одновременно сразу несколько районов Петербурга. Ни из одной точки в городе этого сделать нельзя, разве что забравшись куда-нибудь очень высоко. Вот это - Лахта (Приморский район).



32. Правее - Васильевский остров. В левой части этого кадра находится клуб "Морской фасад", куда я хожу тренироваться. Летом я бегаю по берегу Залива. Весь мой маршрут длиной 3 километра в одну сторону занимает чуть более половины кадра.



33. Вид назад.



34. Юго-запад. Тут идёт активное строительство. Как обычно, сначала продают квартиры "с видом на залив", а потом загораживают этот вид следующими домами :)



35. После этого можно около часа отдохнуть. Кроме особняков Стрельны и Петергофа, почти ничего не видно, но и они довольно далеко, с моим объективом нормально не сфотографируешь. Но зато к Кронштадту морканал подходит довольно близко.



36. Тут тоже пейзаж индустриальный, но только всё в ещё более печально-ржавом виде.



37. Наверное, какой-то шарм есть и в таком пейзаже, но всё же иначе как развалинами это не назовёшь. Если это представляет ценность, почему не отреставрировать? Если нет, почему не снести? Особенно обидно становится, когда на следующие дни видишь, как обустроены берега и похожие островки на подходе к Хельсинки и Стокгольму. Для сравнения, я потом покажу и их.



38. Форт "Александр".



39. Подходим к судопропускному сооружению дамбы. Вид на юг, в сторону Ломоносова.



40. Судопропускник производит впечатление! Представьте, вот эта белая штука - створка, и она может поворачиваться и закрывать собой половину канала. Точно такая же створка закрывает вторую половину. Когда в Петербурге наводнение, корабли по каналу не ходят. В том числе и паромы "Мария" и "Анастасия" вынуждены ждать в порту или в штормовом Заливе.



41. Этот агрегат находится в сухом доке. Когда надо закрыть створки, шлюз открывается, и наполняется водой. Затвор всплывает, и это облегчает его движение. В закрытом состоянии нижняя часть затвора находится в нескольких десятках сантиметрах от дна. То есть перекрытие неполное, но для защиты от наводнения достаточное.



42. Но сейчас прекрасная погода, обе створки открыты, и мы свободно прошли мимо них.



43. Вот теперь мы совсем на свободе. Пока вокруг ещё наши берега, но скоро справа начнётся Финляндия, а слева - Эстония. Настоящее море. Закат, корабли на рейде...



Хочу ещё немного сказать об отличиях этого парома от других, посещённых мной. Сам паром не отличается ничем. Все отличия - в людях. Если на европейских линиях паромы - это просто вид транспорта, то у нас это пока что развлечение. По радио девушка всё время объявляет о программе на борту. Может, это и хорошо, но иногда будит :) Правда, совсем ночью она всё-таки молчит :) Публика на борту отличается, в первую очередь, огромным количеством курящих. И даже в такой, казалось бы, расслабленной атмосфере круиза, наши люди всё равно какие-то нервные. Однажды наблюдал такую сцену. Женщина увидела, что чужой ребёнок, по её мнению, слишком легко одет. Подошла к мужу и своему ребёнку и рассказывает: "Там ребёнок лежит на лавке в лёгкой курточке! Это п---ц!" Ребёнок тут же повторяет, с той же интонацией: "Это п---ц!" Муж начинает на неё ругаться. Я не знаю, может быть, из-за того что я не знаю финский, шведский и другие языки, я просто не понимаю, о чём говорят окружающие, и такие сцены остаются незамеченными. Но интонации чувствуются, и что-то мне подсказывает, что там такое встречается гораздо реже.

И ещё, в отличие от финских, шведских и датских паромов, на этом корабле почти не было пенсионеров. Моя мама, возможно, оказалась самым пожилым пассажиром. И это печально. В то время как в других странах люди на пенсии путешествуют, наши редко выбираются за пределы города. И дело тут, наверное, даже не только в маленькой пенсии. Но и в том, что у нас это просто не принято. И в том, что пожилому человеку не так просто выстоять очереди на паспортном контроле, а сесть в нашем морвокзале почти негде. Когда стоишь в очереди на выход - просто физически нет кресел.

Впрочем, все эти отличия совсем не мешали мне наслаждаться поездкой. Она получилась замечательной. И, повторюсь, здорово, что появилась ещё одна возможность для путешествий.



Ссылки по теме:

Питер - город на берегу моря. Что я вижу во время пробежки вдоль залива? Этот пост был написан почти два года назад. С тех пор кое-что изменилось. Появился забор ЗСД, к берегу подойти теперь можно не везде.

Прогулка на самолёте над Кронштадтом. В июне 2009 года мы летали над Кронштадтом на маленьком самолётике. Тогда я сфотографировал виды Кронштадта с высоты и ещё не достроенный в то время туннель под заливом и судопропускник.

КАД стала кольцевой. Отчёт о нашей поездке в сентябре 2011 года по только что открывшемуся туннелю на КАД.

Таким образом, с помощью моего журнала можно увидеть, как выглядит Кронштадт, дамба и туннель с воды, с воздуха и из-под земли :)
Tags: Ближние поездки
Subscribe
promo heart_beater april 19, 2021 19:40 42
Buy for 100 tokens
Этот пост написан, в основном, для тех, кто зашёл в этот журнал впервые. Остальные, наверное, почти всё, что тут написано, и так знают. Я буду отсылать к этому посту в ответ на комментарии типа "Крутой журнал! Давай дружить!" Как относиться к таким комментариям, я долго не понимал. С одной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →