Поход на Ладогу - день 1

Что-то меня в этом году тянет к этому самому большому озеру в Европе. Не был на нем уже лет десять, а тут - всего за месяц уже второй раз.

Если рассказывать общее впечатление, то это была одна из лучших поездок в моей жизни. И хотя она длилась всего 3 дня и уехал я совсем недалеко от Питера, эта поездка вполне может встать в один ряд с поездками на Байкал и в Норвежские фьорды. Основную роль в этом впечатлении, конечно, сыграли потрясающе красивая природа и отличная компания.

Выехали мы на электричке очень рано, и уже на Кушелевку она пришла с опозданием минут на 15. Потом она целый час стояла в моем родном Грузино, так что в целом дорога до Кузнечного заняла 5 часов вместо положенных 3.5. Но это время пролетело совершенно незаметно, потому что мы играли в увлекательную игру "ассоциации".

82,35 КБ

В Кузнечном нас встретили на машинах, и отвезли по раздолбанной "федеральной" трассе до поселка Березовое, который находится на берегу залива Ладоги. Там нас ждал обед, после которого мы получили инвентарь - спальники, коврики, палатки и т.п. - и стали грузиться в лодки. Все наши рюкзаки и вещи, которые нам выдали, упаковали в специальные "гермы" - водонепроницаемые мешки. Как оказалось, не зря, потому что из-за специфической конструкции лодки ее дно иногда заливает водой. Поскольку ожидался дождь, я еще в городе внутри рюкзака все вещи положил в полиэтиленовый мешок, так что у меня защита была двойная :)

Нас спровождало еще 3 человека - капитан и 2 помощника. Капитан устроился на корме лодки и отдавал команды, когда какие паруса нужно поднять, убрать или повернять. Поражает обилие терминов, которыми пользуются моряки - каждая веревочка у них называется специальным словом. Например, наша лодка называется "швертбот" (долго не мог запомнить это слово, "бот" - понятно, это лодка, а вот "шверт" запомнил только на второй день по аналогии со "швеция"). У швертбота 3 паруса - грот (самый большой), стаксель (на носу) и бизань (на корме). Но слово, которое все мы запомнили сразу - это "гик". Во-первых, оно похоже на соответствующую единицу измерения в программировании, во-вторых - оно было очень актуально, так как обозначало рейку, которой зазевавшийся вполне мог получить по лбу в любую минуту :)

Итак, мы плыли по заливу Ладоги, а вокруг открывались все более красивые виды. Где-то через полтора часа пути мы остановились на стоянку в Комариной бухте - говорят, что там вечером действительно много комаров, но было жарко, так что летали только слепни. Там мы поднялись на горку, чтобы обозреть окрестности, а потом перекусили, и некоторые из нас (включая меня) искупались. В тот первый день вода мне не показалась холодной: в этой закрытой бухте она прогрелась градусов, наверное, до 18. Да и было жарко. Так что это было вполне полноценное купание, я доплыл до середины бухты и спокойно вернулся обратно. И только нырнув на 2-3 метра я почувствовал, насколько там холодная вода. Все остальные купания в Ладоге можно было назвать экстремальными: несмотря на жару, вода в ней ледяная (другого слова и не подберешь). Думаю что даже верхний слой воды был не теплее 10 градусов, хотя по ощущениям она была вообще едва ли не на грани замерзания :)

После Комариной бухты мы вышли в открытую Ладогу (плыли, конечно, недалеко от берега, не дальше чем 1-2 км, но справа уже открывались необъятные просторы). В это время над Ладогой уже началась гроза: доносились раскаты грома, усилился ветер и кучевые облака начали угрожающе расти. Но нам повезло: эта тучка нас не зацепила. Дождь начался только поздно вечером, и был он не сильным. Так что и прогноз мой сбылся, и мы особо не пострадали. Но пока мы плыли по Ладоге, мы успели замернуть: был сильный ветер, солнце скрылось, да еще и вода стала брызгать мне на ноги. Дело в том, что тот самый шверт, который нужен для устойчивости яхты, и наличием которого швертбот отличается от яла, устанавливается в специальном колодце, и при волнении из этой щели начинает брызгать вода. Ну а температура ее я уже говорил какая.

Наконец мы дошли до нашей бухты. Она как будто специально создана для стоянки: со всех сторон окружена скалами, вода спокойная, скалы хорошо продуваются ветром, так что комаров почти нет. На всех скалах примерно в метре-полутора над водой видна четкая линия. Ниже нее скалы светлые, выше - значительно темнее. Говорят, что это линия, до которой поднимается вода. Например, в прошлом году уровень был такой высокий. Интересный факт, учитывая размеры озера. Хотя, я прикинул, с какой площади оно собирает воду - получается почти весь северо-запад России. Ведь в Ладогу впадают Вуокса со всеми притоками, в которую текут пол-Финляндии, Свирь (она собирает воду из Онежского озера, т.е. почти со всей Карелии), ну и Волхов - а это минимум вся Новгородская область. И куча мелких речек. А этот год был довольно сухим (осенью было мало дождей, зимой не очень много снега, весной и в начале лета тоже было сухо). И вот результат: уровень Ладоги опустился больше чем на метр. И чтобы он поднялся до прошлогодних значений, нужно утопить в Ладоге все население земного шара :)

Очень приятной чертой этого похода было то, что с нами были специальные люди, которые знали место, где нужно остановиться, сами разводили костры и готовили еду. Без них поход был бы куда менее приятным. Мы им, конечно, помогали, но все-таки на добровольной основе это куда приятнее, чем необходимость. Считаю, что деньги, которые мы заплатили, были очень скромными: 800 руб + билет (Транзас доплатил, как я понял, еще столько же). В эти деньги входил прокат всего снаряжения, очень неплохая еда в течение трех дней, и услуги нескольких человек. По-моему, очень неплохо.

(Продолжение следует)

Tags: Ближние поездки
promo heart_beater april 19, 2021 19:40 42
Этот пост написан, в основном, для тех, кто зашёл в этот журнал впервые. Остальные, наверное, почти всё, что тут написано, и так знают. Я буду отсылать к этому посту в ответ на комментарии типа "Крутой журнал! Давай дружить!" Как относиться к таким комментариям, я долго не понимал. С одной…